Полная или частичная утрата речи?

Афазия — полная или частичная утрата речи, обуслов­ленная локальными поражениями головного мозга

Афазия. Нейролингвистический подход. Причины и механизмы. Классификация. Дифференциальная диагностика.

Алалия. Определение. Этиология. Классификация. Дифференциальная диагностика.

Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Причины возникновения синдрома алалии многообразны. Этиопатогенетические факторы могут действовать в разные периоды развития ребенка. В пренатальном периоде причинами возникновения алалии могут выступать интоксикации, хронические заболевания матери, нарушения кровообращения плода, ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, врожденная отягощенность (болезни родителей, такие как туберкулез, сифилис и т. п.). Действия неблагоприятных факторов в пренатальный период не только обуславливает органическое поражение мозга и неблагоприятно влияет на развитие плода, но и отрицательно влияет на течение родов. В натальном периоде причинами могут стать: патология родов (неудачное применение средств родовспоможения, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии и др.). Действие таких факторов может обуславливать нарушения формирования межсистемных мозговых связей, необходимых для своевременного и полноценного развития речи. В постнатальном периоде развития отрицательно могут сказаться ранние травмы головы, инфекционный гепатит, менингит, менингоэнцефалит, длительно текущие соматические заболевания, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющих на ее развитие. Кроме действия биологических факторов, в постнатальном периоде развития возможно также действие социально-психологических факторов, таких как: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, госпитализм, среда, состоящая из лиц с речевой патологией, многоязычие в семье и др. Тем не менее, ведущими причинами возникновения алалии следует считать биологические, социально-психологические лишь усугубляют речевую недостаточность.

Симптоматика алалии достаточно многообразна и не ограничивается нарушением только речевой функции. Характер алалического синдрома в каждом конкретном случае будет иметь индивидуальные особенности, будет зависеть от локализации и тяжести органического поражения, от общего соматического состояния ребенка, его возраста, интеллектуальных возможностей, окружающей его среды. Синдром алалии составляют неврологические, психопатологические и речевые симптомы.

Классификация алалии:

Топологическая (клиническая) классификация:

В основе этой классификации — критерий учета локализации поражения головного мозга при алалии.

Моторная алалия (обусловлена нарушениями центрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора). Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию.

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений, поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины — центр Брока), который в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ.

Сенсорная алалия (обусловлена поражением центрального отдела речеслухового анализатора). Характеризуется тем, что при сохранном элементарном слухе ребенок не овладевает пониманием речи. При этом страдает задняя треть верхней височной извилины — центр Вернике. Эта форма алалии выделяется не всеми авторами.

· Сенсомоторная алалия (сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии)

· Оптическая алалия. Эта форма также выделяется не всеми авторами. Обуславливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора (затылочная область левого полушария). При этом нарушено понимание и использование в речи логико-грамматических конструкций, в основе которых лежат пространственные и временные представления. Также нарушается понимание и усвоение предложнопадежных конструкций, сравнительных конструкций, наречий.

Дифференциальная диагностика алалии с олигофренией, РДА, нарушением физиологического слуха.

Вопрос № 51

Организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при различных формах алалии

В зависимости от характера нарушения эта задача решается диф­ференцированно применительно к моторной и сенсорной ала­лии.

Комплексный подход к формированию речи при алалии на­правляет внимание на становление всех функций речи, способст­вующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.

Ведется комплексная системная работа над речью и лично­стью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка.

Работа направляется в первую очередь на создание механиз­мов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникатив­ное намерение, внутренняя программа высказывания, его лекси­ческая разверстка, отбор лексико-грамматических средств, грам­матическое структурирование. Для обогащения речевой практи­ки развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и других исследователей раз­работана общая теория деятельности и ее положения: о внеш­ней предметной деятельности как генетически исходной ее фор­ме, о возникновении внутренних умственных действий из внеш­них процессов, об активном управляемом процессе формирова­ния психической деятельности через изменение строения внеш­ней. Исходя из этого, в работе используются коррекционные возможности предметно-практической деятельности, практичес­ких действий, имеющих познавательное значение.

Эффективным для развития речи оказывается использование приемов ритмики и логоритмики, когда музыка, слово и движе­ние, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и речедвигательную деятельность, память, обеспечивают вос­полнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном раз­витии детей.

Для развития речи необходима практика общения на доступ­ном для ребенка уровне.

На первом этапе работы основным является воспи­тание речевой активности, формирование пассивного и активно­го словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нерас­пространенными, затем распространенными предложениями, фор­мируются психофизиологические предпосылки речевой деятель­ности и первоначальные навыки в ситуации общения.

На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над рас­пространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формиру­ются высказывания как основные единицы речевого действия.

На третьем этапе основным является формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических струк­тур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.

Сравнительно рано начинают обучать детей с алалией гра­моте, это расширяет их речевые возможности. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, обеспечивается фор­мирование речевой деятельности. Грамота помогает ребенку ос­ваивать структуру слов и фраз, через чтение и письмо он контролирует и корригирует свою речь. Обучение грамоте таких детей требует удлинения сроков и использования специальных приемов. При овладении письменной речью выявляется вторич­ная дисграфия и дислексия.

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, сво­евременное предупреждение вторичных отклонений, учет нор­мального онтогенеза, системность воздействия на все компо­ненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный под­ход к детям, формирование речи с одновременным воздействи­ем на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сфе­ру, единство формирования речевых процессов, мышления и поз­навательной активности и др.

Вопрос № 52

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозго­вого кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, выз­ванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого воз­раста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений моз­гового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-моз­говой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды рече­вой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функциональ­но сохранных элементов речевой деятельности, при левшесте. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая пред­посылка (например, нарушение динамического или конструктив­ного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляцион­ного аппарата и т.п., которая ведет к специфическому системно­му, нарушению понимания речи, письма, чтения, счета). При афа­зии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.). Большой вклад в понимание нарушения речи при афазиях внесен как нейрофизиологией, так и нейро­психологией и нейролингвистикой.

В основу современной нейропсихологии и нейролингвистики легло учение о роли внутренней речи и мышления. У истоков психолингвистики стоят имена Ф. де Сосюра и И. А. Бодуэна де Куртенэ, положивших начало дифференциации понятий «язык» и «речь», «парадигматические» и «синтагматические» отношения, «статика» языка и «динамика» речи.

Под парадигматическими единицами речи подразумеваются все признаки языка: фонемы, слоговая система, лексика, приставки, суффиксы, определенные словосочетания, т. е. то, что характе­ризует тот или иной язык. Каждая парадигма, например, фонема, имеет определенное число признаков, при замене которых меняется смысловое качество фонемы, поэтому парадигматичес­кие признаки характеризуются принципом взаимозаменяемости «или» — «или»: или ротовой, или носовой, или губной, или язычный или звонкий, или глухой. Этими противопоставительными признаками отличаются фонемы, лексемы (приехать — уехать, домик — домище и т. п.). В речи все парадигматические единицы взаимосвязаны синтагматически по принципу «и» — «и», не допускающему взаимозаменяемости; так, в слове фонемы имеют свой жесткий, линейный порядок, в предложении предлог не может стоять перед глаголом или наречием и т. п., т. е. парадигматиче­ские отношения построены по пространственному, симультанному принципу, а синтагматические — по временному, линейному, сукцессивному принципу. При разных формах афазии по-разному нарушается «парадигматическая» и «синтагматическая» органи­зация импрессивной и экспрессивной речи (А. Р. Лурия, 1975).

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическаяи акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семанти­ческая афазияи афферентная моторная афазия,возникаю­щие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазияи динамическая афа­зия,возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящих во второй функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются «задними» формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отноше­ния. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок, называются «пе­редними» афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения.

Вопрос № 53

Афазия

Афазия (aphasia; греч отрицательная приставка а- + phasis речь)

полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата. При А. наблюдается нарушение возможности использовать при общении и понимать языковые символы — асимболия. Выделяют амнестическую, моторную, сенсорную и тотальную А.

Амнестическая афазия (aphasia amnestica; синоним номинативная афазия) — словесная амнезия, или «потеря памяти слов». Проявляется нарушением способности называть предметы при сохранности способности их охарактеризовать. При подсказывании начального слога или звука больной вспоминает нужное слово. Подобные нарушения наблюдаются и в письменной речи. При амнестической А. грамматическая структура фраз и понимание устной и письменной речи остаются сохранными. Амнестическая А. возникает при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей коры левого полушария головного мозга (у правшей).

Моторная афазия (aphasia motoria) — нарушение устной речи при сохранности функций артикуляционного аппарата вследствие расстройства центральной регуляции произвольных речевых движений — речевой апраксии (Апраксия). А. бывает полной или частичной. В тяжелых случаях речь утрачивается полностью, и больной общается с окружающими лишь с помощью мимики и жестов. В более легких случаях сохраняется способность произносить звукосочетания и отдельные слова. Больной употребляет в разговоре простые короткие предложения, состоящие из имен существительных и инфинитивных форм глаголов — так называемый телеграфный стиль речи. Наблюдаются искажения слов в результате перестановок или пропусков отдельных звуков (букв) — литеральные парафазии, замены слов близкими по смыслу — вербальные парафазии. Характерной особенностью устной речи при моторной А. является нарушение грамматического строя речи — аграмматизм. Речь при моторной А. замедленная, подбор слов затруднен, характерны персеверации — повторения одних и тех же звукосочетаний, слов, фрагментов предложений. Нарушения устной речи при моторной А. нередко сочетаются с аграфией (нарушением возможности писать правильно по смыслу и форме при отсутствии расстройств двигательной функции руки) и алексией (потерей способности чтения). Ошибки в письменной речи сходны с теми, которые наблюдаются в устной речи больного. При письме возможны пропуски и перестановки слов и букв в словах, при чтении — неузнавание отдельных букв и слов. И при письме и при чтении могут отмечаться замена слов неадекватными по смыслу, ошибки в виде пропусков и перестановок букв в словах. Больной недостаточно понимает смысл прочитанного; чтение приобретает угадывающий характер.

При моторной А. имеет место комплексный распад устной и письменной речи, часто в сочетании с общей инактивностью больного и выраженной инертностью нервных процессов. Могут наблюдаться особые формы моторной А., когда нарушается только устная речь (чистая моторная афазия) при сохранности письменной речи, а также формы, при которых нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранны. Моторная А. возникает при поражении коры третьей лобной извилины левого полушария головного мозга (центр Брока) и граничащих с ней корковых зон.

Сенсорная афазия (aphasia sensoria), или словесная «глухота», — речевая агнозия. Характеризуется полной или частичной утратой понимания обращенной речи при сохранности слуха. Больной слышит речь, но не понимает смысла слов. Он воспринимает звуки речи как нечленораздельные шумы, не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы. В тяжелых случаях понимание речи отсутствует полностью. При сенсорной А. часто наблюдается недостаточность и моторной речи в виде нарушений структуры слов, их повторений, наличия парафазий. Характерны повышенная речевая активность с отчуждением смысла слов и нарушением контроля над собственной речью, бессмысленный словесный поток — логорея. При сенсорной А. обычно страдает чтение и письмо (пропуски, перестановка слов и слогов, грубые искажения смысла слов). Сенсорная А. возникает при поражении заднего отдела верхней височной извилины левого полушария. При распространении очага поражения на теменную область левого полушария (у правшей) сенсорная А. сопровождается синдромом акалькулии — нарушением способности счета. При поражении височно-теменно-затылочной области левого полушария возникает симптомокомплекс семантической А. — нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, особенно выражающих пространственные отношения (спереди, сзади, слева, справа и т.д.). Эти нарушения сочетаются с забыванием слов, однако подсказка первого звука или слога помогает воспроизведению всего слова.

Тотальная афазия (aphasia totalis) — полная потеря способности говорить и понимать обращенную речь. Возникает при обширных повреждениях доминантного полушария головного мозга с поражением моторных и сенсорных корковых зон речи (см. Речь).

При А. исследуют устную и письменную речь, фонематический слух, способности к звуковому анализу, пониманию обращенной речи, грамматической структуры предложений, фразеологических и лексикограмматических оборотов, пословиц, метафор. При исследовании экспрессивной речи предлагают задания на повторение числового ряда, дней недели, месяцев года, называние предметов, действий, составление предложений, рассказов по сюжетным картинкам и по серии картинок. Исследуется также чтение и письмо. Исследование речи обязательно при неврологическом обследовании больного с применением дополнительных методов диагностики основного заболевания.

Диагностика различных форм А. имеет топико-диагностическое значение и проводится с целью выявления очаговых поражений коры головного мозга (см. Кора большого мозга) различной локализации. При А. проводят в стационаре комплексное, поэтапное и дифференцированное лечение в зависимости от основного заболевания, формы А., возраста, соматического и неврологического статуса больного. Восстановительную логопедическую терапию при непрогрессирующих заболеваниях и резидуальных состояниях продолжают в поликлинике.

Афазия (aphasia; греч. утрата речи, немота: А- + phasis речь; син. афразия — устар.)

нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Афазия амнестическая (a. amnestica; син. А. номинативная) — А., проявляющаяся нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово.

Афазия Брока — см. Афазия моторная.

Афазия вербальная (a. verbalis) — см. Афазия моторная.

Афазия моторная (a. motoria; син.: А. вербальная, А. экспрессивная, Брока афазия) — А., проявляющаяся нарушением активной речи при сохранении понимания устной и письменной речи.

Афазия моторная корковая (a. motoria corticalis) — А. м., проявляющаяся нарушением устной речи (включая и внутреннюю речь), чтения и письма, обусловленная поражением коры речевой зоны лобной доли доминантного полушария головного мозга.

Афазия моторная субкортикальная (a. motoria subcorticalis; син.: А. моторная чистая, афемия — устар.) — А. м., проявляющаяся нарушением устной речи при сохранности внутренней речи, чтения и письма; обусловлена поражением белого вещества непосредственно под моторно-речевой зоной коры доминантного полушария головного мозга.

Афазия моторная транскортикальная (a. motoria transcorticalis) — А. м., проявляющаяся нарушением активной речи и письма при сохранности возможности повторения обращенной речи и переписывания текста, обусловленная поражением проводящих путей между моторно-речевой зоной коры доминантного полушария и другими областями коры головного мозга.

Афазия моторная чистая — см. Афазия моторная субкортикальная.

Афазия номинативная (a. nominationis) — см. Афазия амнестическая.

Афазия оптическая (a. optica) — А., проявляющаяся утратой способности называть предметы при их зрительном восприятии и сохранением возможности их называть при ощупывании.

Афазия проводниковая — моторная А., проявляющаяся нарушением возможности повторения слов и предложений при менее значительном нарушении активной речи и сохранности понимания обращенной речи; обусловлена поражением проводящих путей между слуховой и моторной речевыми зонами коры головного мозга.

Афазия семантическая (a. semantica) — сенсорная А., проявляющаяся нарушением понимания сложных логико-грамматических соотношений и связанных с ними мысленных операций при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов; наблюдается при поражении коры теменно-затылочных отделов доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная (a. sensoria) — А., проявляющаяся утратой способности понимания речи.

Афазия сенсорная корковая (a. sensoria corticalis; син.: афеместезия — устар., Вернике афазия, глухота словесная —. с. с вторичным нарушением экспрессивной речи (логорея, вербальные парафазии); наблюдается при локализации очага поражения в заднем отделе верхней височной извилины коры доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная субкортикальная (a. sensoria subcorticalis) — А. с. с нарушением понимания устной речи и невозможностью повторения сказанных больному слов и письма под диктовку при сохранности экспрессивной устной и письменной речи и понимания прочитанного; наблюдается при поражении белого вещества головного мозга непосредственно под сенсорной речевой зоной доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная транскортикальная (a. sensoria transcorticalis; син. Вернике транскортикальная сенсорная афазия) — А. с., проявляющаяся нарушением понимания устной речи при сохранности возможности повторения сказанного другим лицом, списывания и письма под диктовку; наблюдается при поражении проводящих путей между задней и средней частью верхней височной извилины (зона Вернике) и другими областями коры головного мозга.

Афазия синтаксическая (a. syntactica) — А., проявляющаяся расстройством устной речи (аграмматизм, парафазии), нарушением понимания смысла слов, жаргонафазией при относительной сохранности письма.

Афазия смешанная (a. mixta) — А., характеризующаяся сочетанием отдельных проявлений моторной и сенсорной А.

Афазия темпоропариетальная (a. temporoparietalis) — сенсорная, чаще всего семантическая А., наблюдающаяся при поражении задних отделов нижней теменной дольки и височной доли доминантного полушария головного мозга.

Афазия тотальная (a. totalis) — сочетание моторной и сенсорной А. с утратой речи во всех ее проявлениях; наблюдается при острых нарушениях мозгового кровообращения.

Афазия центральная (истор.; a. centralis) — общее название проводниковой и некоторых видов сенсорной А. в классификации Гольдштейна.

Афазия экспрессивная (a. expressiva) — см. Афазия моторная.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. афазия — афазия, афазия ж. Расстройство или полная утрата речи, вызываемые поражением определённых участков головного мозга (в медицине). Толковый словарь Ефремовой
  2. АФАЗИЯ — АФАЗИЯ (от a — отрицательная приставка и греч. phasis — высказывание) — расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Большой энциклопедический словарь
  3. афазия — орф. афазия, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. Афазия — (греч.) — см. Расстройство речи. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Афазия — (греч. aphasia, от а — отрицательная частица и phasis — высказывание) расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга. Большая советская энциклопедия
  6. Афазия — (а + греч. phasis – речь). Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности. По классической систематике А. различаются: -… Толковый словарь психиатрических терминов
  7. АФАЗИЯ — (от греч. а — отрицат. частица + phasis — высказывание) — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности (см. РЕЧИ РАССТРОЙСТВА). Большой психологический словарь
  8. афазия — И афазия, -и, ж. мед. Расстройство речи, заключающееся в утрате способности говорить или понимать слышимые слова, фразы, вызываемое очаговыми поражениями головного мозга. Малый академический словарь
  9. афазия — Афазии, мн. нет, ж. (мед.). Утрата способности речи или понимания ее вследствие частичного расстройства в нервной системе. Большой словарь иностранных слов
  10. афазия — АФАЗ’ИЯ, афазии, мн. нет, ·жен. (·греч. aphasia) (мед.). Утрата способности речи или понимания ее вследствие частичного расстройства в нервной системе. Толковый словарь Ушакова
  11. афазия — сущ., кол-во синонимов: 6 аномия 5 болезнь 995 дисфазия 2 онемение 18 потеря 28 речь 68 Словарь синонимов русского языка
  12. афазия — АФАЗИЯ (разг., мед.) (в проф. речи) -и; ж. . Мед. Расстройство или полная потеря речи в результате очаговых поражений головного мозга. Толковый словарь Кузнецова
  13. афазия — А/фа́з/и/я . Морфемно-орфографический словарь
  14. афазия — Афазия, афазии, афазии, афазий, афазии, афазиям, афазию, афазии, афазией, афазиею, афазиями, афазии, афазиях Грамматический словарь Зализняка

Импрессивная афазия

Среди форм импрессивной афазии выделяют семантическую, акустико-мнестическую и сенсорную.

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-височно-затылочной области левого полушария. Нарушение речи проявляются в трудностях нахождения слов и в дефектах понимания логико-грамматических отношений. Больной не может вовремя найти нужное слово, не в состоянии выразить в словах свою мысль, испытывает мучительные трудности, пытаясь понять сложные грамматические отношения, не может считать. У больных затруднен выбор слов по значению, отмечаются выраженные пространственные (конструктивный праксис) нарушения (в слове, в деятельности, в рисунке) — это указывает на локализацию процесса в области третичных зон перекрытия теменной, височной и затылочной областей коры доминантного полушария.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов наружной поверхности височной области левого полушария. Характерным признаком этого нарушения является слабость слухо-речевых следов, из-за этого больные не могут удержать в памяти длинную фразу или ряд слов, испытывают затруднения в нахождении нужных слов, особенно при назывании предметов и явлений. При дифференциальной диагностике семантической и акустико-мнестической афазии особенности затруднений в названии слов можно выявить с помощью подсказки. При семантической афазии больной использует помощь и вспоминает нужное слово, в то время как больной с акустико-мнестическими расстройствами (височная область) не может использовать подсказку для вспоминания слова, больной может потерять значение слова, т.е. происходит «отчуждение» смысла слова. Таким образом, для данной формы афазии является нарушение выбора слова на основе звуковых следов.

Сенсорная афазия возникает при поражении задней трети верхневисочной извилины и проявляется в распаде фонематического слуха, т.е. непонимание речи окружающих, отчуждение смысла слова. В легких случаях больные недостаточно дифференцируют отдельные оппозиционные звуки, в тяжелых случаях понимание речи недоступно. Больные слышат речь как шум, но звуки теряют свое сигнальное значение. Экспрессивная речь больных страдает вторично из-за потери контроля, становится неразборчивой и превращается в «словесный салат». Некоторые хорошо усвоенные слова больные произносят правильно самостоятельно. Таким образом в данной форме расстройств является нарушение слухового контроля за выбором слов и звуков. Порождение речи начинается с внутренней динамической схемы высказывания, основного замысла внутренней речи. Этот замысел проявляется во внутреннем планировании высказывания, принятия действия, волевого импульса. Для перехода во внешнюю речь необходимо грамматическое структурирование предложения с достаточным запасом правильно произнесенных слов, в которых выделяется и послоговая схема высказывания, и звукопроизношение. Вся речь происходит под контролем слуха, который обеспечивает точную формулировку сказанного.

Все формы афатических расстройств проявляются в особенностях нарушения речи и соответствуют определенной локализации поражения. Данные речевые расстройства чаще возникают у лиц пожилого возраста в результате тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазию диагностируют в тех случаях, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. В этих случаях афазия приводит не только к нарушению дальнейшего ее развития, но и к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Помощь при афазии сочетается с целым комплексом реабилитационных воздействий.

расстройство нарушение речь афазия

Афазия — это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и — как результат — нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок — замок — олово — рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист — в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Сенсорная афазия

Белкина Юлия Борисовна ЛогопедСкрипай Елена Юрьевна ЛогопедТруш Виктория Андреевна Логопед

1. Признаки и причины сенсорной афазии

2. Формы сенсорной афазии

2.1 Семантическая афазия

2.2 Акалькулия афазия

2.3 Сенсорно-моторная афазия

2.4 Тотальная афазия

3. Симптомы

3.1 Специфические признаки сенсорной афазии у детей

4. Диагностика

5. Лечение

6. Реабилитация

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Клинический институт мозга 5/5 — 10 голосов Поделиться статьей в социальных сетях